«Ворон»: следствие ведет Эдгар По
На повестке дня такие фильмы, как «Бёрдмен» и «Мандарины» – обе эти картины номинированы на «Оскар». О них определенно стоит поговорить, но сегодня я предлагаю отвлечься от премиально-оскароносной темы и обсудить фильм про Эдгара По. Кино это вышло практически сто лет назад – в 2012 году. Шуму оно не наделало и золотой статуэтки не получило. Зато это одна из последних работ талантливого режиссера Джеймса МакТига – парня, который снял «”V” значит Вендетта». Так что знакомьтесь: «Ворон» – криминальный триллер, в котором главным героем выступает Эдгар Аллан По. Кино красивое, атмосферное и нелогичное.
Ворон ворону рознь
В предыдущем посте, имея в виду эту картину, я говорил, будто ставший после «Хоббита» маниакально знаменитым Люк Эванс уже снимался в фильме под названием «Ворон». Должен извиниться за умышленную неточность. На самом деле, совпадение названий имеет место только в русском языке. По-английски сегодняшний предмет обсуждения называется «The Raven» – так же, как и классическое стихотворение Эдгара По. В то время как фильм о мстителе с того света носит гордон название «The Crow».
Фильм МакТига – не биография американского писателя, но фантазия на тему, и фантазия очень талантливая, качественная, биографически проработанная. Большой плюс «Ворона» в том, что он виртуозно воспроизводит тональность и атмосферу мрачного творчества Эдгара Аллана. Всю эту готику, саспенс и замогильный ужас облекли в детективную форму, сделав сюжет захватывающим и динамичным. Это кино можно рекомендовать на случай, когда хочется чего-то таинственного и пугающего, но при этом увлекательного. Если вам нравится, например, «Сонная лощина» Бёртона, то и «Ворон» может прийтись по душе.
В чем, собственно, сюжет? Таинственный убийца инсценирует рассказы По, и, в конце концов, вызывает его на своеобразное состязание, дуэль. На кону – жизнь любимой женщины писателя. Эту самую любимую женщину играет прекрасная Элис Ив, чье лицо мне запомнилось по последнему фильму на мотив «Звездного пути». Барышня хороша, и у меня есть только одно крошечное замечание, не умаляющее достоинств прелестной Элис. Дело в том, что сумрачный американский гений по жизни предпочитал брюнеток. Брюнеткой была его настоящая, а не вымышленная любовь – кузина Вирджиния. Запомнить, как выглядел небесный идеал писателя, совсем несложно – он во всей красе расписан в новелле «Лигейя».
Гений не всегда приятный человек…
…Чаще как раз наоборот. Главный герой фильм – американский писатель, непризнанный гений – прекрасное тому подтверждение. Он не вызывает безоговорочной симпатии. Его поведение часто раздражает: неуравновешенный, скандалист, пьяница, он подчас поступает некрасиво и совсем не годится на роль рыцаря в сияющих доспехах. Боюсь, Джон Кьюсак изобразил писателя таким, каким тот был в действительности. Последние дни жизни Эдгара По были омрачены душевными расстройствами и страстью к алкоголю. Намного вероятнее, что реальный Эдгар Аллан вёл себя намного хуже, чем его экранный двойник.
Сюжет картины вымышлен от начала до конца, если не считать даты и места смерти писателя. Любопытно, но финал содержит кое-какие достоверные подробности. Рассказать, какая именно деталь почерпнута из подлинной биографии писателя, значит заспойлерить финал детектива, а это непростительное свинство. Поэтому воздержусь. Но мне всё равно нравится, как органично создатели фильма соединили вымысел с реальностью.
Люк Эванс играет полную противоположность писателя: сдержанного, собранного, дисциплинированного следователя. Его герой быстро замечает связь между творящимися в городе преступлениями и рассказами По. Вопреки ожиданиям, никакого противостояния между этими персонажами не случается – они становятся союзниками. И вот тут мы наконец подошли к деталям, которые не дают мне покоя.
Это нелогично, капитан
«Это нелогично, сценарист», – заметил бы мистер Спок, если бы увидел фильм «Ворон». В сценарии нет очевидных нестыковок, которыми часто грешат триллеры и хоррор. Мотивы героев понятны, поведение оправдано, события последовательные, диалоги связные. Но любитель детективов наверняка обратит внимание на то, как странно ведется следствие – полицейские просто идут на поводу у преступника, слепо выполняя его инструкции. Толковый и дисциплинированный следователь Эванса даже не пытается свернуть с проторенной дорожки, чтобы обратиться к обычным полицейским методам.
Поясню на примере. В самом начале фильма преступник использует устройство, позаимствованное из рассказа «Колодец и маятник». Это здоровенный агрегат с гигантским ножом – преступник просто физически не мог монтировать его самостоятельно, это не под силу одному человеку. Думаете, полицейские ищут тех, кто привез оборудование и помогал его установить? Нож гильотины не купишь в любой скобяной лавке, его наверняка изготовили на заказ. Думаете, полицейские ищут сталелитейщиков, которые могли это сделать? Словом, всё в фильме хорошо, кроме того, чтобы полицейские ведут себя не как полицейские.
Готическая эстетика «Ворона» неуловимо напоминает «Призрака оперы» – только без песен, призрака и прочей оперы. С произведением Гастона Леру и мюзиклом Ллойда Уэббера фильм перекликается в нюансах и полутонах. Тут вам и красивый бал-маскарад, и старинная церковь, и мрачные подземелья, и беготня по театральным кулисам. И даже таинственная маска Красной Смерти. Поэтому тем, кто не равнодушен к сумрачной романтике «Призрака оперы», фильм про Эдгара По наверняка скрасит тихий зимний вечер.
Рецензент – эксперт блога DigiManiac Роман Горин