Вестерн «Омерзительная восьмерка»: Тарантино развлекается, как может
Зрители делятся на две категории: на тех, кому нравятся фильмы Тарантино, и тех, кто считает его чокнутым. Хотя есть ещё третья категория: те, кто думали, что «Бесславные ублюдки» исторический фильм и там всё всерьёз. Я тоже считаю Тарантино чокнутым, но именно этим он мне и нравится. Судя по последнему его вестерну «Омерзительная восьмерка«, старина Квентин делает, что хочет, и никто ему не указ. Есть подозрение, будто режиссер поспорил с друзьями, что снимет фильм, в котором слово «нигер» будет звучать рекордное количество раз, но сами нигеры афроамериканцы будут не против.
Вестерн отправляет нас в снега штата Вайоминг. В Соединенных Штатах только-только закончилась гражданская война, бандиты свирепствуют. Охотники за головами, судя по всему, любимая профессия Тарантино, поэтому центральными героями становятся два таких милых человека — белый охотник по прозвищу Вешатель и чернокожий молодец майор Уоррен, которого играет Сэмюэл Л. Джексон. Самое время усмехнуться в усы: «Опять «Джанго освобожденный»!» Действительно, сходство с «Джанго» прослеживается, но очень отдаленное. «Омерзительную восьмерку» никак не назовешь копией «Джанго», разве что в том смысле, что опять все умерли. Но тут Тарантино уже давно стал немного предсказуемым — большинство его персонажей не выживают.
Вешатель конвоирует в город опасную преступницу Дейзи Домергью, однако снежная буря задерживает дилижанс в пути. Охотникам за головами приходится искать убежища, где уже собралась тёплая компания подозрительных людей, один из которых наверняка является сообщником Дейзи. Поскольку в тарантиновских историях главное — персонажи, на актёрах не экономили. Кроме Сэмуэла Л. Джексона в фильме снялись Курт Рассел и Тим Рот — последний, разрази меня гром, играет настолько в манере Кристофа Вальца, будто перед ним поставили задачу сыграть Вальца, играющего палача. Я даже сомневался во время просмотра: а вдруг это всё-таки Вальц? Дженнифер Джейсон Ли досталась прелестница Дейзи Домергью, и актрису номинируют на «Оскар» — за лучшую женскую роль второго плана. Не знаю, достойна ли Дейзи «Оскара», но персонаж действительно колоритный и не шаблонный. Это вам не стандартные красивые девочки из большинства современных фильмов.
Всё-таки Тарантино спорил с друзьями не только на нигеров, а вообще на то, снимет всё, что в Америке строго запрещено, и это покажут на большом экране. Потому что Дейзи весь фильм отчаянно метелят, но феминистки не против. По той же причине, по которой не против чернокожие: сколько бы раз актёры ни сказали «нигер», чернокожий Уоррен крут, и сколько бы ни били Дейзи, Дейзи крута. Она не шаблонна, она не статистка, она такая же яркая, как и другие герои, если не ярче. Фильм вроде бы постебался над современными стандартами толерантности, но по нему никак не скажешь, что негры черножопые обезьяны, а место женщины у плиты. Совсем не скажешь…
Вестерн «Омерзительная восьмерка» обошелся без классического тарантиновского экшена. Начинается он неторопливо, нам дают полюбоваться невероятными панорамами Вайоминга — панорамы не просто так создают красоту в кадре, благодаря им чувствуется затерянность лавки, в которой находят пристанище герои. Большинство перестрелок сконцентрировано в конце, и сюжет предсказуем разве что в том смысле, что персонажи мрут, но сама детективная интрига остаётся интригой: кто сообщник Домергью, мы узнаем только ближе к финалу. Хоть я и недолюбливаю слишком длинные фильмы, но 3 часа пролетели незаметно.
Вы можете возмутиться: «Пробуждение силы» мне не угодило, а «Омерзительная восьмерка», значит, лучше! Даже если оставить за скобками мою любовь к Тарантино, всё равно лучше, во много раз лучше. При всей своей бесшабашности и безбашенности, товарищ Квентин прорабатывает каждого персонажа так, что мотивы его поступков понятны, и не возникает вопросов, почему он действует именно так, как действует. Как этого не хватает новым «Звёздным войнам»! Студия «Дисней» своим фильмом заискивает перед аудиторией, стараясь подмазать фанатов, в то время как у Тарантино свой стиль и свои предпочтения, он не пытается маниакально угодить зрителю. Во время просмотра многих блокбастеров я прямо вижу светящиеся красные буквы: «Эту сцену мы вставили, потому что она эффектно смотрится в 3D!» «А эта сцена про сиськи появилась, чтобы зрителю было, на что пустить слюни!» «А эту романтическую линию мы впендюрили, потому что считаем девочек сентиментальными идиотками!» Но Квентин Тарантино снимает так, как нравится ему самому, не заискивая перед аудиторией, поэтому у него сложился свой круг поклонников, которые любят его таким. Да, многим не нравятся кровавые сцены, многим не нравятся диалоги, кто-то не понимает юмора, но пока никто ещё не снял фильма, который, как золотой червонец, нравился бы абсолютно всем.
Вестерн сегодня хвалил эксперт блога DigiManiac Роман Горин