Эпизод седьмой: наши злодеи стали ещё глупее
С наступившим новым годом, друзья мои! Перед тем как впасть в праздничную летаргию я обещал вам две вещи. Во-первых, поговорить об эпизоде седьмом «Звёздных войн». Во-вторых, рассказать, какие есть способы испортить сценарий, кроме уже упомянутых. Но посмотрев «Пробуждение силы», я понял: Джей Джей Абрамс сделал мне новогодний подарок, и на примере его нового фильма я могу рассказать, как надо косячить со сценарием, чтобы запороть даже самую беспроигрышную идею.
Не спешите кидать в меня помидоры, если вам понравилось кино, я как раз собрался аргументировать свою точку зрения.
Мы с вами договорились, что для хорошего сценария нужно идейное содержание, интересные герои и оригинальный сюжет. Проверяем новый фильм по списку. Идейное содержание со времён выхода «Новой надежды» никуда не делось — check. В героях у нас одинокая смелая девушка с пустынной планеты и мятежный штурмовик, сойдут. По этому пункту — check. Оригинальный сюжет… А вот с ним вышел полный провал.
Новая надежда на пробуждение силы
Сюжет седьмого эпизода полностью слизан со старых частей цикла, поэтому до зевоты предсказуемый. Видимо, из боязни не угодить фанатам, Джей Джей Абрамс не придумал ничего нового, совсем ничего. Единственный оригинальный ход — сделать одного из героев бывшим штурмовиком. Судите сами: действие начинается на пустынной бедной планете, где живёт талантливая бедная героиня, занимающаяся разграблением имперской военной техники. Нет, планета называется не Татуин, но это не имеет значения, поскольку под рукой как раз дройд с ценной информацией, и на этого дройда как раз охотится Империя… Тьфу ты, Верховный Порядок, но какая разница, если это та же Империя, только прошедшая лёгкий редизайн?
Есть в этом фильме и космический бар, в котором играют, выпивают и приплясывают диковинные инопланетяне, тоже местами позаимствованные из предыдущих эпизодов. Есть и свой мастер Йода, и пародия на Дарта Вейдера с императором Палпатином… И даже новая Звезда Смерти! А вот чего в этом фильме нет, так это оригинального сюжета и внятной мотивации персонажей.
Я называю сценарий плохим, когда зрителю не понятна мотивация героев или её вообще нет. Если люди, хрустящие попкорном в зале, не понимают, почему герой поступает так или иначе, это прокол, и если зал дружно кричит «Не верю!» — это тоже прокол. А что мы имеем в «Звёздных войнах»? Люк Скайуокер скрылся в голубой дали, аки Йода, но зачем и почему? Йода отправился в изгнание после приказа 66, когда Палпатин решил уничтожить всех джедаев, а Люк, кажется, расстроился, расплакался и решил: «Я устал, я ухожу!» «Эй, чувак, постой, а как же ситхи? — хочется спросить этого джедая недобитого. — Кто будет сражаться с ситхами?!» Ответ Люка, наверное, был таким: «Мне плевать, пусть делают, что хотят, а я исчезну и предамся рефлексиям!» Ведь это так по-рыцарски, так по-джедайски!
Сила с ним, с Люком, посмотрим на главных злодеев фильма. Хороший злодей, хороший антагонист не менее важен для сценария, чем протагонист. Кем был бы Гарри Поттер без Волдеморта? Каким был бы «Властелин колец» без Саурона, а «Хоббит» — без дракона? В конце концов, какими были бы «Звёздные войны» без Дарта Вейдера и Палпатина? Ситхи — как попугайчики-неразлучники, их всегда двое: мастер и его ученик. Про мастера могу сказать только то, что он похож на Горлума и, скорее всего, окажется таким же мелким, как Горлум. Пародией на Дарта Вейдера служит сын Хана Соло и Леи, перешедший на Тёмную сторону…
Знакомьтесь, Кайло Рен. Он воплощает собой глупый кинозлодейский пафос, незамутненный логикой. Всё в нем — патетика, и всё в нем глупо. Начиная от маски и меча, которому зачем-то приделали бесполезную световую гарду. Видимо, чтобы во время боя он нечаянно отрубил себе руку. Кайло Рен ходит в маске, но если Дарту Вейдеру маска требовалась как часть системы жизнеобеспечения: у него сгорели руки-ноги-лёгкие, то его неразумному внучку маска нужна исключительно для понта. Ну и как генератор страшного злодейского голоса. Других функций она не выполняет.
Что сподвигло нервного юношу постричься в ситхи, нам не пожелали объяснить — заметьте, с Энакином Скайуокером обошлись деликатнее и соизволили худо-бедно прояснить, почему он пустился во все тяжкие. Сила его знает, чем родители так обидели несчастного Кайло, но они для него ничего не значат. Душевным вечерам в кругу семьи юноша предпочитает неумелый косплей своего дедули, иногда разнообразит досуг самобичеванием на его покореженный шлем. Наш печальный Кайло не ситх, а истеричка. По любому поводу он достаёт свой меч и идёт крушить дорогостоящее оборудование. Держать себя в руках он явно не умеет, что смешно для экс-джедая и делает сравнение с другими ситхами не в его пользу.
Кроме отсутствия мотивации и зашкаливающего пафоса, у этого персонажа ещё одна проблема: он очень похож на профессора Снейпа. В процессе просмотра эпизода седьмого у меня родилась универсальная рекомендация для кинематографистов: если комический эффект не входит в ваши планы, избегайте внешнего сходства главных злодеев с Северусом Снейпом и стариной Горлумом.
А вы сказкой не ошиблись?
Впрочем, Кайло не единственный дурачок в этом фильме. Верховный Порядок вообще не блещет умом. Иначе как объяснить, что на захват четвёрки беглецов отряжается целая армия, которая начинает стрелять по их предполагаемому укрытию ещё издалека. Ну чтобы беглецы поняли, что это по их душеньку, и успели смыться, логично же! Да и за двумя беглецами почему бы не послать целую орду, которая начнёт куда-то бессмысленно стрелять и что-то жечь?
Глупость тёмной стороны произрастает из желания сценаристов наворотить эффектных сцен. Чисто по приколу. Подайте нам эффектных сцен, нужны они сюжету или нет! В фильме много пустых сцен, снятых исключительно «для картинки». И это снова маркер плохого сценария: в норме происходящее на экране, если не двигает вперёд сюжет, то рассказывает что-то новое о героях. В хорошем повествовании нет ничего лишнего.
У меня зародилось смутное подозрение, что режиссер слишком часто пересматривает «Властелина колец». Иначе как объяснить Горлума-ситха и внезапные приходы героини, когда она касается светового меча? Ребята, вы франшизой не ошиблись? Приходы, видения, заявления в духе «меч тебя позвал» — это вам налево, в Новую Зеландию, к «Властелину колец», а у нас тут «Звёздные войны». Тем не менее, красотку Рей посещают видения в лучших традициях Фродо, когда тот надевал Кольцо. Это лишнее в истории. Что мусорщица с Джакку обладает Силой можно было дать понять и менее фэнтезийным способом, тем более, была припасена сцена её допроса Кайло Реном, да и просто встреча с ясновидящей владелицей бара.
Что мы имеем в итоге? Седьмой эпизод «Звёздных войн» радует хорошими визуальными эффектами, но изобилует слишком большим количеством отсылок к предыдущим частям саги — их так много, что они перестают быть отсылками и превращаются в пародию. Сценарий у фильма слабый. Он предсказуемый, он повторяет заезженные сюжетные ходы, о мотивации героев сценаристы начисто забыли. В фильме остались интересные персонажи, но центральные герои прописаны плохо. Красивые экшн-сцены пришиты к действию топорно, сюжету они не нужны, выполняют чисто декоративную функцию. Вот и выходит, что испортить сценарий можно несколькими беспроигрышными способами, но для надежности их лучше объединить. Не объясняйте, почему ваши герои поступают так, как поступают, зрители сами догадаются, чай не маленькие! Даже не задумывайтесь, насколько убедительно действуют ваши персонажи, насколько им пристало такое поведение. Воин-истеричка, не умеющий держать себя в руках? Дайте два! Делайте побольше сцен, которые не нужны сюжету: просто для красоты картинки. Страдает логика происходящего? Тем лучше!
Ну вот, теперь и вы умеете запороть сценарий, а помогал постичь эту науку Джей Джей Абрамс и новые «Звёздные войны».
Пробуждать силу в кино ходил эксперт блога DigiManiac Роман Горин