«Хайтарма»: запрещенная история Крыма
Официальная премьера фильма «Хайтарма» (2012) состоялась еще год назад – 18 мая 2013 года. И уже тогда фильм приобрел славу скандального и провокационного. Прославился он не столько своими художественными достоинствами, сколько запретом на территории Российской Федерации. Но настоящее цунами общественного интереса к фильму о депортации крымских татар поднялось только в 2014 году. Ответить на вопрос, почему, попросим Капитана Очевидность.
Для крымских татар кино «Хайтарма» имеет особую ценность, поскольку рассказывает об одном из самых трагичных событий в истории этого народа. Дата премьеры была выбрана не случайно: именно 18 мая 1944 года началась депортация крымчаков. По дороге к новым «местам жительства» от болезней и голода умерло количество людей, которое уместно описать русским народным числительным «до фига». Добиться права вернуться на свою родину у крымских татар получилось еще нескоро. О Советском Союзе в последнее время можно говорить только как о мертвом: либо хорошо, либо ничего. Поэтому невинная картина на историческую тему и пополнила список запрещенного в России. Тем не менее, в сети кино остается доступным для всех желающих. И если в 2013 году картина была достоянием преимущественно крымской общественности, то в 2014-м она прокатилась по всем кинотеатрам Украины, по всем торрентам и трекерам.
Кино «Хайтарма» имеет больший вес как памятка о депортации, чем как художественное произведение. Сценарий и операторская работа хромают, что твой Мефистофель. Сюжет прост, как кирзовый сапог. Он вращается вокруг крымско-татарского летчика Амет-Хан Султана – дважды героя Советского Союза. Отправившись в отпуск повидать родных, Амет-Хан застаёт депортацию своего народа во всём её неприкрытом безобразии. Крымчаков, которые сражались бок о бок с другими советскими народами против гитлеровской Германии, объявляют предателями родины и пособниками нацистов. По фильму совершенно непонятно, что же всё-таки нашло на товарища Сталина и иже с ним. Скажу даже больше: беглая попытка восполнить пробел в знаниях при помощи интернета тоже не внесла в вопрос ясности. Собственно, сюжет на этом исчерпывается, считайте, я пересказал вам весь фильм.
Среди актёров стоит выделить Алексея Горбунова, которому досталось изображать особиста. Для тех, кто не силен в советском жаргоне: «особист» – представитель Особого отдела НКВД (эта дивная организация – непосредственный предшественник КГБ). Алексей Горбунов недаром Народный артист, его послужной список вызывает восхищение. Зрителям он может быть знаком по эпизодической роли в «Статском советнике» или «Стилягах». Более искушенная аудитория наверняка помнит Горбунова в качестве господина Шико из сериала «Графиня де Монсоро». Заслуженный артист заметно выделяется на общем фоне. Нельзя сказать, что остальные играют удручающе плохо, но зато можно сказать, что слабовато, неуверенно. Режиссер Ахтем Сейтаблаев по совместительству выступает в качестве героического Амет-Хана.
Несмотря на все недочеты и проколы, «Хайтарма» – один из лучших фильмов made in Ukraine, которые мне приходилось видеть. Кинематограф времён СССР и картины, снятые в сотрудничестве с другими странами, – не в счет. Ладно, были неплохие фильмы Оксаны Байрак, но на творчестве Байрак и крымско-татарском кино «Хайтарма» удачи заканчиваются, и начинается темная полоса кинематографического позора вроде «Штольни».
Смотреть фильм стоит по нескольким причинам. Первая: разве вам не интересно, что такого хотят запретить честному российскому зрителю? Увы, я не нашел в фильме ни единого весомого повода для запрета, но не исключено, что вам повезет больше. Вторая причина: пусть и незамысловатая, но это история, которую нужно узнать – независимо от возраста, пола, профессии и политических убеждений.
Рецензент – эксперт блога DigiManiac Роман Горин