Наши в Каннах
68-й Каннский кинофестиваль в самом разгаре: звезды блистают на красной дорожке, жюри обсуждает лучшие киноработы года, зрители делают ставки на победителей. И только украинские кинематографисты чувствуют себя «чужими на этом празднике жизни» — все фильмы «made in Ukraine» остались за бортом престижного кинофестиваля. Дабы подсластить пилюлю и напомнить, что награды находят своих героев в самый неожиданный момент, Digimaniac решил вспомнить победы украинцев в Каннах прошлых лет.
2005 год — новичкам везет
Украина дебютировала в Каннах в 2005 году. Все надежды возлагали на выпускника Киевского национального университета им. Карпенко-Карого — Игоря Стембицкого. Молодой режиссер представил свою дипломную работу «Попутчики». Черно-белые тона, отсутствие четкой сюжетной линии и скромный бюджет в 15 000 гривен. Этого было достаточно, чтобы завоевать «Золотую пальмовую ветвь» и обойти конкурентов из Бельгии, Франции, Германии, Франции, США, Новой Зеландии, Австралии, Венгрии и Германии.
2011 год — «Кросс» к победе
В 2011 году короткометражка «Кросс» киевского режиссера Марины Вроды получила главный приз Каннского кинофестиваля. Идея фильма родилась из собственных переживаний Марины, в картине снимались простые подростки, а сама картина – одна сплошная метафора: «Сама лента во многом метафорична. Синопсис картины: сначала мальчика заставляют бежать, потом он бежит сам, а дальше смотрит, как бежит другой… Пытаюсь этим фильмом задать вопрос: зачем бежим и куда бежим? Мне кажется, в этой ленте напрямую ощущается наше с вами пространство — Украина», — посвящает в свою идею Марина.
В Украине картину «Кросс» можно было увидеть на закрытых показах.
2014 год — Слабошпицкий собирает награды
Картина украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого «Племя» произвела в Каннах настоящий фурор. В кинозале не было свободного места даже на ступеньках, при этом 200 человек так и остались стоять на улице.
Сюжет «Племени» незауряден: молодой парень, который плохо слышит, приезжает в интернат для глухих. Там он вступает в группировку «Племя» и влюбляется в одну девушку. Главная особенность картины — отсутствие субтитров и сурдоперевода. Зрители воспринимают происходящее на экране, анализируя жесты героев.
Мирослав Слабошпицкий получил три приза в программе «Неделя критики»: гран-при «Недели критики», приз «Открытие» и денежный приз для дистрибуции фильма во Франции.
Надеемся, что в будущем украинские картины повторят успех своих предшественников и порадуют Украину престижными кинопремиями, призами и наградами.
Анастасия Новикова