Конец «Американской истории ужасов»
В январе подходит к своей трагической развязке 4 сезон «Американской истории ужасов» – одного из самых успешных хоррор-сериалов. До финала остаётся каких-то 3 серии, так что пора подводить итоги: остался ли канал FX на высоте или нет? Смогут ли конкуренты потеснить фаворита или нет? Стоит ли надеяться на удачное продолжение или всё-таки нет? Сам канал уверен, что дела обстоят наилучшим образом – в конце месяца нас ждут не последние серии «Американской истории ужасов», сериал продлён на 5 сезон.
Начало «Истории» недаром понравилось критикам – первый сезон был удачным во всех отношениях. Захватывающий сюжет, отличные актёры, зрелищные съемки. Все последующие части долгоиграющего американского хоррора заметно проигрывают в сравнении с началом эпопеи. И 4 сезон не составляет исключения. Почему же «первый блин» оказался не комом, почему начало лучше всех последующих частей?
Американские призраки, ведьмы и клоуны
Действие сериала началось в «Доме убийств» – жилом доме, где обитает слишком много привидений. Ни у кого не получается ужиться с такими соседями, но торговые агенты не теряют оптимизма и снижают цену на сомнительную недвижимость. Обладателями «Дома убийств» становится психотерапевт с женой и дочерью – отношения в семействе настолько не ладятся, что семья буквально дышит на ладан.
Второй сезон «Истории ужасов» не стал продолжать сюжетную линию – сохранив актёрский состав и общую эстетику, следующая часть переносит зрителей в психиатрическую лечебницу. Третий сезон, соответственно, познакомил нас с буднями ведьмовского ковена, а четвёртый продолжает знакомить с нелегкой жизнью цирка уродов.
Создатели сериала поступили разумно, отказавшись от единой сюжетной линии, сделав вместо этого каждый сезон самостоятельной историей. Первая часть полностью исчерпала тему призраков — точно так же, как второй сезон полностью исчерпал тему олдскульной психиатрии. Актёрский состав поддерживает некую преемственность всех частей – центральной актрисой опуса стала Джессика Лэнг. Если в первом сезоне она играет только второстепенную роль, то затем выдвигается на первый план. Кажется, в «Истории» актриса намерена переиграть все существующие разновидности стерв. Итак, сама задумка хороша, актёры хороши, съёмки не подкачали. Отчего же первый сезон остаётся лучшим?
Одна из ошибок, допущенных авторами «Истории», заключается в неумении сдерживать собственные порывы. Вот хочется наворотить всего да пострашнее! В первом сезоне мы имели дело с одной разновидностью нечисти – призраками. Зато «Американская история ужасов: Лечебница» превратилась в коктейль «Сливки»: здесь и серийный убийца, и врач-нацист, и зомби, и психопаты, и одержимая монахиня, и даже инопланетяне! И если с убийцами, нацистами и дьявольской монашкой еще можно смириться, то инопланетяне – уже перебор. Золотое правило хорошего сценария гласит: в фильме может присутствовать только одна разновидность сверхъестественного. Иначе действо неумолимо превращается в бред сумасшедшего. Допустим, серийные убийцы и нацисты не принадлежат к разряду сверхъестественного. Но зомби, дьявол и инопланетяне – это 3 совершенно разные стези фантастики. Сценаристам стоило выбрать что-то одно из этой троицы, и раскручивать тему по максимуму.
Третий сезон учел ошибки второго, поэтому там всецело царит ведовство и прочие женские штучки. Заметных прорех в сценарии нет, но до высокой планки, заданной началом сериала, всё равно не дотягивает. Четвертый сезон, «Цирк уродов», который должен завершиться в конце января, по-своему хорош. Но у него есть несколько принципиальных недостатков. Первый, убийственный для хоррора: сезон совершенно не страшный. Второй: сценаристы собственными руками придушили самую перспективную сюжетную линию. Загадочного убийцу обнаружили и вывели из игры уже в самом начале, а его преемник с поставленными задачами не справляется. То, что должно было быть хоррором, превратилось в обычный триллер.
Не родись красивым: уродство – еще не саспенс
Слишком большие надежды возлагались на самих персонажей 4 сезона – уродов. В фильме есть и человек-тюлень, и человек-краб, и двухголовая женщина – сросшиеся сиамские близнецы. Но дело в том, что уродство само по себе не страшно. Бородатой дамой и негритянкой с трем грудями и вовсе никого не удивишь – в интернете ещё и не то показывают. Да, герои выглядят странно, но к этому быстро привыкаешь, и начинаешь относиться к «уродам», как к обычным героям. А потому саспенса от них ноль.
Сюжетную линию заметно вытягивал неуловимый клоун-убийца. Вот он выглядел действительно кошмарно, не придерешься. Но этого персонажа быстро вывели из игры, заменив его на аристократа-психопата. Этот последний не столько пугает своими зверскими выходками, сколько раздражает, а потому эффекта страшного в сериале попросту нет. Конечно, авторы могли припасти в рукаве какие-то козыри, но вряд ли последние серии «Американской истории ужасов» что-то радикально изменят.
Наметилась небольшая закономерность: нечетные сезоны отличаются прекрасно проработанными динамичными сценариями, а вот четные – хромают на сценарную ногу. Если так, то можно прогнозировать, что 5 часть знаменитого сериала будет удачной. Хотя делать предсказания рановато: пока что о финальном сезоне не известно ровным счетом ничего, даже какой разновидности американской жути он будет посвящен.
Рецензент — эксперт блога DigiManiac Роман Горин