Чисто французская «Венера в мехах» Романа Полански
«Венера в мехах» (2013) стартовала в кинотеатрах 15 мая. Французско-польское кино коснулось самой деликатной темы – темы наслаждения. Фильм номинировали на Золотую пальмовую ветвь – и не зря. Свежая интерпретация старой темы еще раз доказала: в кино по-прежнему главными остаются люди, а не бюджет и спецэффекты.
«Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают лучше любых достоинств». Этой репликой можно описать жизнь австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха. Жил себе в 19 веке довольно популярный автор, пользовался благосклонностью и читателей, и критиков, но на бессмертие не претендовал. Так бы и канул герр Леопольд в Лету вместе с прочими писаками той эпохи, если бы не решился поведать о том, что наверняка считал своим пороком.
В 1870 году вышел роман «Венера в мехах», в котором в весьма изящной и куртуазной манере излагалась главная эротическая фантазия автора: фантазия о полном подчинении прекрасной и властной госпоже. Сейчас бы сказали, что «Венера в мехах» стала бестселлером – оказалось, герр Мазох отнюдь не одинок в своих пристрастиях.
«Венера в мехах» до сих пор продолжает будоражить умы читателей. На совести автора множество талантливых произведений, но имя его неразрывно связано с болью и сладострастием. Словом, каждый культурный мазохист должен прочесть «Венеру в мехах», благо произведение небольшое. Роман Полански, кажется, пришел к такому же выводу – и предложил собственную трактовку классики.
Режиссер проявил себя знатоком литературного первоисточника – он создал не дословную экранизацию, но очень тонкое кино «по мотивам». В сравнении с творением Полански дословное перенесение книги на экран выглядело бы бледным и немощным. Во-первых, сюжет незамысловат. В произведении всего два героя, прочие персонажи – не более чем декор. Во-вторых, книга построена на стремительно меняющихся отношениях между Вандой и Северином, а для их воссоздания не нужен антураж двухсотлетней давности. Полански сделал ставку на минимализм. В его «Венере в мехах» играют всего 2 актера, зато играют прекрасно. Каст фильма исчерпывается Эмманюэль Сенье и Матье Амальриком.
«Венера в мехах» Полански – симбиоз кино и театра, сатира и невинная шутка в одном флаконе. Начинающий режиссер Тома задумывает поставить произведение Захер-Мазоха на сцене, он проводит прослушивание, но оно с треском проваливается. Ни одной актрисе не удается изобразить госпожу Ванду фон Дунаеву сколько-нибудь сносно. Когда Тома уже отчаивается, к нему является непрошенная актрисулька и заявляет, что она может идеально воплотить этот образ.
Незваная гостья производит впечатление банальной неудачницы, без ума и способностей, но стоит ей начать читать текст – и она преображается. В сумке у героини обнаруживается не только полный текст пьесы, но еще платье соответствующей эпохи, домашний пиджак, сшитый в 1869 году… Сначала актриса не может даже правильно произнести имя автора, а затем начинает цитировать роман. Женщина настолько интригует режиссера, что пробы всё затягиваются, затягиваются и затягиваются.
«Венера в мехах» (2013) – лучшее, что можно было сделать с произведением Захер-Мазоха. В этом фильме ровно столько юмора, сколько требуется, чтобы тема не выглядела пошлой. Роман Полански прошел по тонкой грани между откровенностью и скабрезностью, и ни разу не поскользнулся. Я безумно соскучился по фильмам, построенным на диалогах и актерской игре, а не на спецэффектах и экшн-сценах. Большой ошибкой было бы воспринимать фильм с каменной серьезностью, в нем слишком много от шутки и каверзы. Намного больше, чем подлинного драматизма.
Рецензент – эксперт блога Digimaniac Роман Горин