Новый «Дракула» (2014): нет покоя бессмертному князю
По некоторым трейлерам сразу понятно, что фильм будет бредовым, персонажи будут нести чушь и единственный повод сходить в кино – желание от души посмеяться над происходящим на экране абсурдом. Редкие таланты сумели превратить кинематографический бред в искусство – не будем называть по именам, но я имею в виду Квентина Тарантино. Ещё один адепт заведомо бредовых сценариев – Роберт Родригес, кстати, большой друг старины Квентина. Новый «Дракула» (2014) не претендовал на то, чтобы стать в один ряд с хитом Родригеса «От заката до рассвета» или классикой Копполы «Дракула», зато трейлер обещал, что будет весело.
Чем новинка не является, так это историческим фильмом или эпическим боевиком. На полноценный страшный-престрашный хоррор она тоже не тянет. Режиссерский дебют Гари Шора – это мрачное и абсурдное фэнтези, неловко загримированное под боевик. Есть несколько причин, по которым можно смотреть это кино. Первая: вам 14 лет. Вторая: вам некуда девать свободное время и вы не прочь похохотать в кинотеатре. Третья: вы девочка и вам нравится исполнитель главной роли. Если же вы привыкли к хорошим фильмам с проработанным сценарием и осмысленными диалогами, проходите мимо, да побыстрее. Я бы даже сказал: бегите! Здравый смысл в сценарий «Дракулы» не заглядывал. Поэтому основное требование к зрителям нового фильма – невзыскательное чувство юмора и способность переварить кинематографический бред.
За два первых абзаца я повторил слово «бред» и производные от него 4 раза. Это не по недостатку словарного запаса, а потому, что именно это словечко лучше всего передает суть премьеры. Желание громко засмеяться посещает зрителей уже с первых кадров действа. А ведь никто не собирался смешить публику намеренно, просто сценарий комично прихрамывает на обе ноги. Диалоги для героев писал какой-то заправский шутник или заслуженный КВНщик в отставке, иначе сложно объяснить некоторые реплики. Когда супруга князя Дракулы узнаёт, что тот фактически продал душу дьяволу, как вы думаете, что она отвечает на такую новость? Она отвечает: «Так это всё ради нас?» Определённо, сценарист знает, о чём втайне мечтают все красотки планеты. Конечно же, о том, чтобы ради их спасения суженый стал кровососущим демоном. Ведь это так романтично!
Старый и новый Дракула
Валашскому господарю Владу Цепешу при жизни и не снилось такое признание и такая народная любовь, какую снискало его кинематографическое воплощение. Дракула – один из самых популярных персонажей всех времён и народов. В рейтинге модных злодеев он умудрился обойти Джека Потрошителя и создание Франкенштейна. Граф Дракула в исполнении Белы Лугоши даже занесен в список 100 лучших героев и злодеев по версии Американского института киноискусства. Там он занимает почетное 33-е место (на третьем – Дарт Вейдер, на первом – доктор Ганнибал Лектер). Между прочим, знаменитый вампир оставил далеко позади даже Джокера и Фредди Крюгера! Словом, бедного кровопийцу никак не оставят в покое.
Я не знаю, сколько еще кинематографисты намерены издеваться над вампирами, но эта версия истории Брэма Стокера – как «Москвич». То есть четыреста восьмая. Только за последнее десятилетие образ кровососущего графа на себя примерили Джонатан Риз Майерс, Марк Уоррен, Джерард Батлер, Рудольф Мартин, Ричард Роксбург… Теперь вот еще и Люк Эванс. Где вы могли видеть этого актёра раньше? Разве что в последнем «Хоббите», где он играл, если не ошибаюсь, Барда. Дракула в исполнении Эванса получился ничем не примечательный, его высокородный вампир вряд ли войдёт в историю кино. Поэтому, если вы один из тех странных людей, которые интересуются фильмами о вампирах, можете с чистой совестью пропустить премьеру. Хотя о чём это я? Если вы любите все подряд фильмы о вампирах, то на вас создатели «Дракулы» как раз и рассчитывали, когда трусили со студии свой внушительный бюджет в 70 миллионов баксов.
Красота спасёт фильм
Несмотря на комичную абсурдность, новый «Дракула» (2014) – совсем не безнадежное кино. Он динамичный, яркий и может похвастаться красивым визуальным рядом. В отличие от диалогов, над спецэффектами поработали на совесть. Для фильмов с налётом мистики это большой плюс, ведь ничто так не портит удовольствие от просмотра, как топорные визуальные эффекты. Динамичность, красивая «картинка» и общая непритязательность искупают шитый белыми нитками сценарий. Да, «Дракула» – посредственный фильм одноразового пользования, красочное дополнение к коле и попкорну. Но он и не пытается прикидываться чем-то большим.
Чего-то в таком духе я ждал, отправляясь смотреть «Черепашек-ниндзя». Жанр вроде бы обязывал фильм быть ярким, динамичным, смешным и глупым. Но создатели «Черепашек» перестарались с патетикой, попытавшись сделать картину про земноводных ниндзя серьёзнее, чем это возможно. Патетические моменты в «Дракуле» присутствуют, но их всё-таки меньше и они не выбиваются из общего колорита. Что довольно странно: в фильме про князя, пытающегося спасти свою родину от турецких захватчиков, меньше патетических моментов, чем в кино про ниндзя-мутантов из нью-йоркской канализации. Голливуд, ты свернул куда-то не туда.
В фильме мелькает Чарльз Дэнс – лучше известный нам в качестве Тайвина Ланнистера из «Игры престолов». Это уже не первый проходной ужастик, в котором старине Тайвину досталась роль второго плана – недавно мы лицезрели его в забавной страшилке «Вий». К мистеру Дэнсу в новом вампирическом фильме придраться сложно. Во-первых, он загримирован так, что краше него может быть только Волдеморт. Во-вторых, интересная бледность ему идет.
Итак, кому точно не стоит смотреть нового «Дракулу» (2014)? Серьёзным людям без чувства юмора, любителям арт-хауса и высокого искусства, а также тем, кто надеется увидеть сносный боевик. Зря надеетесь. Батальные сцены есть, но их так же мало, как повидла в пирожке из школьной столовой. Намного больше времени создатели уделили не борьбе на поле брани, а рефлексиям персонажей. Как пережить премьеру, если вас ненароком на неё занесло? «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».
Рецензент – эксперт блога DigiManiac Роман Горин