Премьера фильма «47 ронинов»: новая версия старой истории
Я еще не успел дойти до кинотеатра, как мне восторженно сообщили уйму плохого о сорока семи премьерных ронинах. В конкурсе злорадного комментария победила реплика: «А ты знаешь, что в Японии фильм провалился в прокате?» Эту весть мне повторили раз шесть, если не больше. Пользуясь случаем, хочу сказать… Друзья мои! Сей печальный для студии Universal факт никоим образом не чернит картину. Вспомните «Анну Каренину» Джо Райта, которая тоже провалилась в прокате. Собственными глазами лицезрел, как в петербургском кинотеатре зрители демонстративно уходили посреди сеанса. Тем не менее, фильм снискал множество положительных отзывов. Его похвалил даже Борис Акунин, известный любитель русской классики.
Но вернемся к нашим ронинам. Мне придется постоянно повторять это слово, поэтому побуду чуть-чуть википедией: ронин суть самурай, который не уберег своего господина от смерти. Что по японским меркам, естественно, страшный позор. «47 ронинов» с Киану Ривзом – далеко не первая, и наверняка не последняя экранизация классической японской истории. Легенду о преданных самураях можно сравнить с мифом о короле Артуре. Представьте, что японцы сняли фильм о Рыцарях Круглого Стола. Имела бы лента успех в европейском прокате? Ой сомневаюсь.
Лично я не ждал от фильма многого. И тому свидетельством довольно прохладный анонс, в котором я с прозорливостью вокзальной гадалки предсказывал, что ценители японской культуры вряд ли придут в неописуемый восторг. А вот из того, как резво я ломанулся в кинотеатр, становится ясно, что сам-то я ни черта не ценитель. Скажу сразу: фильм мне понравился. Два часа экранного времени пролетели совершенно незаметно. Если не выпендриваться и не изображать сноба, то это красочная, динамичная и поучительная история о верности и мужестве. Причем история на любой возраст. Новое кино можно смотреть в компании друзей или вечерком с любимой девушкой. Его не стыдно показать детям и вам не будет неловко сходить на премьеру фильма «47 ронинов» с мамой.
И все же в своем анонсе я не был абсолютно неправ. Мои предчувствия сбылись ровно наполовину. Да, это не исторический фильм, а фантастическое версия старинной легенды. Меня немало попутали трейлер и официальный постер картины. Ориентируясь на них, я ожидал лютой американщины, эдакого классического Голливуда с невероятными драками, супергероями и добром, которое всегда побеждает зло. И вот это все как бы есть – но наполовину.
Из стандартных приемов, без которых не обходится ни одно приличное американское кино, имеется только love story, и то – в совершенно японском ключе. Фантастические элементы большей частью позаимствованы из фольклора, а не придуманы лично Крисом Морганом и другими сценаристами, что тоже не может не радовать. Например, экранная ведьма превращается в лисицу – именно так японцы представляют себе оборотней. Правда, в классике все несколько иначе: коварные лисы оборачиваются молодыми красотками, а не наоборот. Но кто разберет, кем была ведьма до начала действа? Зато разноцветные глаза колдуньи — типично европейский «символ» нечисти. Зверь, которого герои загоняют в начале фильма, и вовсе изрядно напоминает о творчестве Хаяо Миядзаки. Скептически настроенные историки сильно сомневаются, что ронинов «по правде» было именно 47 штук. И эти сомнения отражены в ленте: изначально самураев у правителя Ако было больше, но часть из них пала смертью храбрых в схватке с врагом.
Уже после премьеры, чтобы понять, что так не понравилось японцам, я все-таки освежил в памяти историю преданных самураев. И признаюсь, она удивила меня сильнее, чем фантастическая версия, представленная на экране. Возникает огромное искушение пересказать исторически признанный ход событий (а история все-таки подлинная) и сравнить его с фильмом. Но это было бы нечестно: и по отношению к премьере, и по отношению к нормальным людям, которые ходят в кино не для того, чтобы познать тайны японского менталитета, а просто для удовольствия. Не говоря уже о том, что японцы сами переиначивали эту историю великое множество раз, так что плюс-минус одна версия погоды не делают.
Чтобы повествование выглядело правдоподобным, практически все роли были отданы представителям Страны восходящего солнца. Выделяется только Киану Ривз – нельзя же обойтись совсем без звезд! Под Киану специально прописали роль полукровки – результата грешной страсти японки и европейца. Я недолюбливаю азиатские фильмы за преувеличенную патетику, но в данном случае игра японских актеров этим совершенно не страдает. Актерский состав заслуживает похвалы, японцы справились со своей задачей превосходно. Так и хочется переврать арию Станиславского и воскликнуть: «Верю!» Киану Ривз играет как обычно, без сюрпризов, если вы смотрели хотя бы одно кино с его участием, то и без меня все знаете. Между прочим, на постере вовсю красуется Зомби Бой – личность, широко известная своими невероятными татуировками. Его наличие на плакатах – не более чем рекламный ход. Что поделаешь, продюсеры старались сделать все, чтобы премьера фильма «47 ронинов» сорвала куш в прокате. А самого Зомби Боя в картине секунд эдак 15 – не больше, он появляется в одном единственном эпизоде.
Современный зритель привык, что если главные герои борются за правое дело, то в конце нас непременно ждет happy end. Данная лента далека от этого золотого принципа доброй сказки. Пусть герои и сражаются «за правду» – на безусловный хэппи-энд рассчитывать не приходится. Зато фильм с чисто голливудской непосредственностью разделил персонажей на плохих и хороших, добрых и злых. Недостойное поведение правителя Ако объясняется колдовством – сам он совершенно честен, как и большинство его самураев. А вот противник силен только коварством и магией. Чем это отличается от японской легенды? В ней самураи мстят не потому, что их правитель был прав, а другой нет, они не совершают самопожертвования. Все, что творится, – натурально творится во имя чести (в этом смысле японцы изрядно напоминают мангалоров из «Пятого элемента). Такова суть бусидо, кодекса самураев. Фильм же предлагает типичную историю из серии «освободить красавицу и спасти мир». Это не стоит понимать как упрек, ведь кино все равно рассказывает о добром и вечном. «47 ронинов» с Киану Ривзом – прекрасная эпическая картина о чести, мужестве и верности, просто не стоит искать в ней дух бусидо.
Рецензент — эксперт блога Digimaniac Роман Горин