«Выживут только любовники» (2013): утонченные вампиры Джима Джармуша
Дамы и господа! Сейчас вы услышите хвалебную песнь в адрес прекрасного режиссера Джима Джармуша. Дифирамбы посвящаются его новому фильму «Выживут только любовники», который вот-вот выйдет в официальный прокат с безбожным опозданием.
Джармуш хорош всегда. Он не может похвастать обширной фильмографией, но качество всегда лучше количества (а в идеале одно равно другому). Мне не приходилось видеть неудачных, слабых или неинтересных картин за его подписью. «Выживут только любовники» (2013) – квинтэссенция фирменного стиля режиссера, произведение искусства в полном смысле этого слова. Визуальный ряд фильма – безупречный. Говоря о безупречности, я имею в виду: в какой бы момент вы ни нажали на паузу – на экране застынет идеально выверенное художественное фото. Мизансцены построены словно по канонам классической живописи, это же можно сказать и о цветовом воплощении кино. Джармуш умеет создать эффект прекрасного из ничего, используя в кадре самые обычные вещи. И все это абсолютно не нарочито, но естественно, как бы походя. Отдельных аплодисментов заслужили саундтреки. Музыкальное сопровождение – под стать визуальному ряду.
Теперь, когда вы прониклись совершенством и величием Джима Джармуша, расскажу об изнанке этого кинематографического идеала. Изнанка такова: это артхаус. Он, родимый, чистый и беспримесный. Артхаус в плохом смысле этого слова. Да, в главных ролях актеры известные и любимые. Но на талантливой со всех сторон Тильде Суинтон и Томе Хиддлстоне, более известном в качестве Локи, мейнстрим заканчивается. «Выживут только любовники» – это не то кино, на которое идут похрустеть поп-корном и выпить колы. Коротко этот фильм можно охарактеризовать так: божественно красиво, но ни о чем. Хотя фанаты «Пределов контроля» с этой мыслью наверняка не согласятся. Им кино покажется лютым мейнстримом.
Один из узнаваемых приемов Джармуша я бы охарактеризовал так: в фильме ничего не происходит. Действие, конечно, есть. Но за счет характерной манеры съемки оно сглаживается, ровно вплетается в общую ткань повествования. Общая тональность кино спокойная, экшн-сцены – это не про Джармуша. Другими словами, либо вы уже знакомы с творчеством режиссера и хотите еще, либо на вас накатило такое особенное настроение. Иначе смотреть премьеру бессмысленно.
«Выживут только любовники» (2013) – кино о вампирах. Артхаус добрался и до этой модной, заезженной до невозможности темы, в которую норовят вбить осиновый кол то «Сумерки», то различные версии бессмертного «Дракулы». Фильмы о вампирах прошли долгий путь от самого киношного дна до мейнстрима и артхауса. В какой момент кровососущие монстры перестали быть пошлостью и стали искусством, точно даже не скажешь. Сначала Дэвид Боуи и Катрин Денев снялись в фильме «Голод», потом прогремели «Дракула Брэма Стокера», «Интервью с вампиром»… И только затем писатели и сценаристы почувствовали, насколько тема нажористая, и на экраны посыпались все эти «Сумерки» и «Академии вампиров», «Дневники вампира» и «Настоящая кровь». Фильм Джармуша не похож ни на что из вышеперечисленного. Ближе всего он к «Голоду», но с большой-пребольшой натяжкой.
Режиссеру удалось передать ощущение долгой жизни вампира, практически бессмертного существа. Его герои не монстры, но им требуется кровь. В современном мире вампиру проще купить кровь, чем прятать трупы своих жертв. Но убивать все-таки приходится.
Итак, если вы любите Джармуша, и пропустите это кино – вы просто негодяй и предатель чародейского рода. Это же касается поклонников блистательной Тильды Суинтон. «Выживут только любовники» порадует немалую аудиторию, нацеленную конкретно на фильмы о вампирах. Красиво, стильно, кроваво – все как положено. Любители артхауса и просто эстеты оценят съемки и музыку. Хотите небанальный подход к заезженной теме? Не проходите мимо. С другой стороны, фильм точно не рекомендуется к просмотру фанатам боевиков и американских комедий. Заядлым поклонникам «Сумерек» и «Дневников вампира» он также наверняка покажется скучным.
Рецензент– эксперт блога DigiManiac Роман Горин